Техническое перевооружение сталелитейного цеха Рубцовского филиала ОАО «Алтайвагон» по производству мелкого и среднего литья, г.Рубцовск, Алтайский край

Заказчик. ОАО «Алтайвагон», входит в ОАО «ХК «СДС-Маш» (одно из крупнейших в России производств железнодорожного грузового подвижного состава).

Основная продукция ОАО «Алтайвагон» — около 20 моделей современных вагонов различных типов и конструкций. Производственные мощности ОАО «Алтайвагон» позволяют изготавливать до 9 тыс. грузовых вагонов в год, ремонтировать и модернизировать – до 1,2 тыс. вагонов в год. Рубцовский филиал выпускает  свыше 33,5 тыс.  тонн стального литья в год.

Головное предприятие находится в городе Новоалтайске (Алтайский край), занимается разработкой и изготовлением новых моделей вагонов.

Филиал - в Рубцовске (Алтайский край) производит стальное вагонное литье;

Филиал в Кемерово (Кемеровская область) собирает железнодорожные платформы и цистерны.

Кратное описание проекта.

Инвестиции в модернизацию производства мелкого и среднего стального литья в Рубцовском филиале ОАО «Алтайвагон» составляют 880 млн. руб.

К началу реализации проекта по производству мелкого и среднего стального литья завершена реализация проекта по производству крупного стального литья. Подобной линии в России больше не существует. К настоящему времени на территории Рубцовского филиалаОАО «Алтайвагон» сданы в эксплуатацию 105 объектов.  Генеральным проектировщиком большинства из них является «Сибгипросельхозмаш».

Планируемый годовой выпуск сталелитейного цеха по мелкому и среднему литью – 33 тыс. 500 тонн в год, в том числе:

- по мелкому литью – 9 тыс. 900 тонн в год;

- по среднему литью – 23 тыс. 600 тонн в год.

Техническая документация разрабатывалась в три этапа:

  1. Техническое перевооружение смесеприготовительного отделения, модернизация шихтового двора;
  2. Техническое перевооружение существующего стержневого отделения;
  3. Техническое перевооружение формовочно-заливочно-выбивного отделений (предусмотрена автоматизированная заливка форм).

Решения по размещению технологического и транспортного оборудования отделений приняты с существующим плавильным отделением сталелитейного цеха.

Виды проектных работ – полный комплекс проектных работ в качестве генерального проектировщика с привлечением в качестве субподрядной организации ОАО «Уральский научно-технологический комплекс» (г.Нижний Тагил).

Начало проектирования – 2012г.

Начало строительства – 2013г.

Положительное заключение Главгосэкспертизы России – 2014г.

Окончание работ и ввод в эксплуатацию – 2015г.

Особенность проекта.

- полная автоматизация основных технологических процессов;

- техническое перевооружение производилось  без остановки основного производства;

- использование фундаментов сложной конфигурации глубиной до 6 м из-за близости грунтовых вод;

-  двухуровневое размещение технологического оборудования (на отм. «0,000» и «+ 4,800» м).  

Отзывы о реализации проекта

Юрий Кайро, директор Рубцовского филиала ОАО «Алтайвагон»

Вся история развития  и модернизации Рубцовского филиала  ОАО «Алтайвагон» тесно связано  с деятельностью проектного института «Сибгипросельхозмаш».  Наша работа началась в 2003г.  Начали мы с малого  - это была линия среднего литья  производства «Сиблитмаша». Линия была запущена в 2004г., и уже на этом этапе мы поняли, что «Сибгипросельхозмаш» - надежный партнер, там трудятся настоящие  профессионалы.

Наши следующие проекты были связаны с этим институтом. Прежде всего,  это грандиозный проект автоматической формовочной линии крупного литья.  Его реализация происходила в течение трех лет, на протяжении которых мы тесно работали с «Сибгипросельхозмашем».

Следующей была автоматическая формовочная линия  сталелитейного цеха  мелкого и среднего литья.  Проект был завершен в прошлом году, прошла пусконаладка, конвейер работает, вопросов нет.

Хочу отметить, что специалисты «Сибгипросельхозмаша» являются  высококвалифицированными специалистами в своем деле.   Все названные мной проекты были выполнены настолько грамотно, что в ходе реализации потребовались минимальные доработки. На все наши вопросы мы оперативно получали грамотные ответы.

Линия крупного литья мирового уровня  фирмы "SAVELI S.P.A." (Италия)  работает уже шестой год. Таких линий во всем мире наберется не больше десятка. За Уралом она единственная.  Для Алтайского края и железнодорожной отрасли – производства железнодорожных вагонов,  ее значение трудно переоценить.   Это суперсовременная линия,  где использованы самые последние разработки в этой сфере:  нижнее прессование,  полная автоматизация всех процессов кроме установки стержней. Кроме этого,  ее отличает  высокая производительность, хорошие условия труда. 

Для суперсовременной линии мелкого и среднего литья  оборудование поставляла также фирма "SAVELI S.P.A.", которая также показала себя надежным партнером.  Благодаря этой линии  нам удалось решить две важнейшие задачи:  улучшить качество продукции и  создать  хорошие условия труда, т.к. литейное производство является сложным и достаточно вредным. 

Алексей Глушко, заместитель начальника сталелитейного цеха Рубцовского филиала ОАО «Алтайвагон»

Благодаря проекту «Сибгипросельхозмаша», нам удалось полностью уйти от ручной формовки. Машина все делает сама, в том числе контролирует качество формовочной смеси. Человеческий  труд будет использоваться только при установке стержней.  В результате никаких нарушений, связанных с человеческим фактором, здесь не будет. Мы полностью уйдет от таких видов брака, как перекосы, обвалы  Значительно сократится число задействованных на производстве людей.

На линии будет использоваться полностью новая оснастка и полностью новые модели. 

Игорь Рогозников, заместитель главного инженера Рубцовского филиала ОАО «Алтайвагон»

Уникальность линии мелкого и среднего литья заключается,  прежде всего,  в том, что  здесь впервые в мире применены опоки разной конфигурации, как маленькие, высотой 250 мм, так и большие, высотой 500 мм.  Проект  реализован в условиях действующего производства. Для линии было освобождено место в цехе, где параллельно велось изготовление отливок из стали. В этих условиях были предприняты все меры для того, чтобы можно было вести монтаж оборудования,  его наладку.

В ходе разработки и  реализации проекта мы столкнулись с трудностями, связанными с  почвами, на которых в советское время был построен завод: плывуны, много насыпного грунта.  К тому же  наличие здания 60-х годов постройки наложило свои особенности на реализацию проекта. Пришлось  усиливать фундаменты,  колонны, заново делать межэтажные перекрытия, чтобы обеспечить нормальное распределение нагрузки  по всем площадям.

В рамках проекта была реализована программа по очистке воздуха для обеспечения безопасности условий труда. Мы знаем, что чистый воздух – это залог успеха, основа для снижения заболеваемости и обеспечения нормальных условий труда для работников и повышения производительности труда.

Отличие этой линии от предыдущей, которую мы запустили в 2009г., заключается  в том, что производится 60 опок в час. Это нам позволит увеличить объемы производства, повысить качество выпускаемой продукции, и осуществить главное, чего мы добивались этим производством – уйти от  старого производства, литейных конвейеров 60-х годов, которые не могли обеспечить нам нужных объема и качества производства. 

Александр Дьяконенко, глава города Рубцовска

«Алтайвагон»  для Рубцовска имеет огромное значение. Сегодня на нем трудятся более 2 тыс. работников.  Дальнейшее развитие предприятия позволит получить работу многим горожанам.   Важно, что «Алтайвагон» сегодня стабильно работает, за счет этого городской бюджет  получает средства, которые   позволяют решать многие социальные вопросы.

Предприятие вкладывает значительные средства  в развитие социальной сферы как для города в целом, так и для своих работников.

Предприятие уже сегодня является одним из главных в металлургической сфере  не только Алтайского края, но и Российской Федерации.

Новые технологии позволят значительно улучшать экономику предприятия, получать прибыль, а  Рубцовску - иметь  новые рабочие места и пополнение городского бюджета. 

Фото проекта